КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

богомильство

Богомильство – антиклерикальное движение в христианстве; в Православной и Католической Церкви признается еретическим

Богомильство – еретическое движение в средневековом христианстве.

Б. возникло в X в. на Балканах и в Малой Азии, но быстро распространилось в Византийской империи. Название ереси происходит от ее первого предводителя – попа Богомила. На формирование богомильства значительное влияние оказало манихейство, павликианство (ересь, возникшая в начале VII в. в Армении) и мессалианство. В середине XII в. богомильство проникло во Францию и Северную Италию, оказывая влияние и соединяясь с западноевропейскими ересями – катарством и альбигойством.

Важнейшими источниками по учению богомилов является посвященная богомильству 27-я глава «Догматического паноплия» Евфимия Зигабена и «Иваново Евангелие, или Тайная книга» – сочинение, составленное в Болгарии, но дошедшее до нас в латинском переводе.

Согласно богомильскому мифу, вначале существовал благой высочайший Бог (богомилы мыслили его антропоморфным), создавший стихии и невидимую Вселенную и управлявший ею вместе с Сатанаилом, Первородным Сыном Бога. Сатанаил, захотев стать независимым от Отца, поставил свой трон на Седьмом Небе и привлек на свою сторону часть ангелов. Бог низверг с неба Сатанаила и падших вместе с ним ангелов. Тогда Сатанаил при помощи творческой силы, которая осталась при нем, восхотев стать вторым богом, сотворил видимое небо и землю, где поселился сам и поселил падших ангелов. Затем Сатанаил создал тело Адама, но, поскольку не мог наделить его душой, обратился к Богу, и Бог из жалости одушевил его. Таким образом, тело, согласно богомилам, – от злого творца, в то время как душа – от Благого. Затем, когда из тела Адама была создана Ева, от совокупления Сатанаила с Евой произошел род человеческий. На земле установилось царство Сатанаила и демонов, однако высочайший Бог захотел освободить человечество и произвел младшего Сына, Иисуса, или архангела Михаила, который явился в мир в духовном теле, был призрачно распят, умер и вокрес. Иисус отделил от имени Сатанаила окончание «ил», именовав его Сатаною, и сбросил его в бездну. Затем он сел одесную Отца и в конце концов вернулся в Того, от Кого произошел. Высочайший Бог произвел из Себя Святого Духа, который действует на человеческие души. Люди, в которых живет Святой Дух, называются «богородителями» и они носят в себе Слово Божие; такие люди не умирают и становятся одной плотью со Христом. Для различных течений внутри богомильства было характерно как почитание Христа, так и почитание Сатанаила.

Богомильство обычно рассматривается как дуалистическая ересь, однако это не радикальный дуализм, поскольку, согласно богомильскому мифу, благое начало является источником всего и в итоге побеждает начало злое; собственно дуализм же проявляется в том положении богомилов, что земной, материальный мир они считали созданием сатаны. Так же как и мессалиане, богомилы не признавали церковных таинств и церковной иерархии, считая их произведением сатаны. Богомилы отрицали и церковные пения и молитвы, признавая только молитву «Отче наш…». Община богомилов состояла из «слушателей», простых верующих и «совершенных» – учителей и проповедников. Члены общины собирались вместе для чтения «Отче наш…» на молитвенных собраниях, произнесения проповедей, взаимной исповеди, а также для совершения крещения «слушателей».

У византийских полемистов и историков начиная с XII в. богомильство стало связываться с мессалианством. Впервые на тесную связь мессалиан и богомилов указал, вероятно, Евфимий Зигабен; в итоге в византийской письменности сложилась традиция употребления понятия «мессалианство» когда имеется в виду богомильство.

В XIV в. движение, которое называли богомильским, было распространено и на Афоне. Это афонское богомильство навряд ли подразумевало признание расхожего богомильского мифа, но, вероятно, представляло собой нечто близкое к мессалианству, соединенному с различными элементами классического богомильства. Зачинщицей богомильства на Афоне была некая монахиня Ирина; известными представителями богомильства были Иосиф Критский и Георгий Ларисский. С богомилами на Афоне, жившими на горе Папикион – одном из крупнейших монашеских центров, встречался и полемизировал свт. Григорий Палама. В 1340-х годах афонские монахи издали специальное постановление, осуждающее богомильство.

 

Литература

Иванов Й. Богомилски книги и легенди. София, 1925, 1970;

Ангелов Д., Примов Б., Ботаклиев Г. Богомилството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967;

Тъпкова-Заимова В., Милтенова А. Историко-апокалиптичната книжина във Византия и в средновековна България. София, 1996.


Теги:  христианские ереси, православие, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Бирюков Д. С.