КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

иудаизм консервативный

ИУДАИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ –

ИУДАИЗМ КОНСЕРВАТИВНЫЙ – одно из модернизаторских направлений в иудаизме, возникшее в 19 в. Идеологи И.К., в отличие от сторонников ортодоксального иудаизма, понимали необходимость учета коренных изменений условий жизни иудейских общин. Однако, с другой стороны, многие перемены в иудейском культе, предлагаемые приверженцами иудаизма реформистского, представлялись им слишком радикальными. Первым идеологом И.К. считается уроженец Праги немецко-еврейский учёный и раввин Зехария Франкель (1801 – 1875). Будучи участником съезда раввинов во Франкфурте (1844 г.), где были провозглашены принципы реформизма, он покинул съезд в знак протеста против отмены использования в синагогальном богослужении еврейского языка. В своих многочисленных трудах он утверждал тот взгляд, что все изменения в религиозной жизни иудеев и иудейских общин необходимы, но должны происходить в соответствии иудейскими традициями и одновременно с современными достижениями науки. Обладая глубокими знаниями в области антиковедения и особенно греческой и римской литературы, он признавал, что Устная (талмудическая) традиция гораздо старше традиции Письменной (Библии) и формировалась трудами многими поколениями законоучителей. Иудейские традиции он полагал коллективным опытом всего иудейского сообщества. Такие взгляды, во многом направленные против сторонника реформизма, с другой стороны вызвали резкий протест приверженцев ортодоксального иудаизма. Позитивно– исторический метод Франкеля, ставшего с 1853 г. первым раввинской семинарии в Бреслау (Вроцлав), поддержал знаменитый немецко-еврейский историк Г. Грец (1817–1891). Перу Греца, профессора той же семинарии, принадлежит первая двенадцатитомная история евреев, при создании которой он придерживался того принципа, что иудаизм является главным разумным началом всей еврейской истории. Как реакция на успехи реформистского иудаизма идеи Франкеля нашли в США, где центрами К.И. стали Нью–Йорк, Балтимор и Филадельфия. Для подготовки раввинов в духе «исторического иудаизма» по образцу семинарии Бреслау в Нью–Йрке в 1886 г. была организована Еврейская теологическая семинария (ЕТС). В 1902 г. её возглавил выдающийся учёный гебраист и раввин Соломон Шехтер (1847 – 1915), бывший до этого профессором университета в Кембридже. Он полагал, что К.И. должен преследовать цели укрепления общности универсального единства приверженцев иудаизма, содействовать непрерывности иудейской традиции и способствовать изучению наук, освещающих историю иудаизма и его приверженцев. Шехтер полагал, что законы и традиции важны прежде всего потому, что на протяжении многих веков их придерживалось большинство иудеев мира. В 1913 г. по инициативе Шехтера была создана Объединённая синагога Америки, объединяющая все конгрегации К.И. При этом допускалось довольно широкое толкование конкретных вопросах принципов веры и образа жизни. Последнее нашло отражение и в практике богослужения в синагогах К. И. Как и у реформистов, мужчины и женщины молятся совместно, что абсолютно запрещено у ортодоксов; в синагогальной службе используется английский язык а также играет орган. Вместе с тем, подобно ортодоксам они полностью принимают законы традиционного раввинизма, хотя и допускают некоторые послабления. В частности, разрешается пользоваться транспортом для посещения синагоги в субботу, в необходимый кворум для молитвы – 10 мужчин – разрешено включать и женщин, женщин можно вызывать к чтению Торы, позднее дело даже дошло до назначения женщин раввинами.

Последнее вызвало протест даже среди некоторых самих консерваторов. В целом К. И. приобрёл большое влияние среди иудеев США, по некоторым данным к этому направлению принадлежало в середине 20 в. до половины всех верующих. Деятели К.И. много содействовали созданию системы средних «школ Шехтера» и летних лагерей для распространения среди молодёжи идей К.И. В изданных консерваторами молитвенниках по сравнению с традиционными молитвенниками внесены изменения. В частности удалены призывы о восстановлении жертвоприношений в восстановленном с приходом Мессии Иерусалимском Храме, из утренних благословение исключены благодарность богу, что он не создал молящкгося язычником, рабом, женщиной. Раввины К.И. разработали свои варианты законов проведения различных церемоний и обрядов, в частности брачных. Однако особенно смелые новации К.И., особенно рукоположение женщин–раввинов встретили серьёзные возражения среди самих приверженцев К.И. В некоторых общинах речь может идти даже о расколе между тенденциями сближения части сторонников К.И с реформистами, а другой –с ортодоксами. Тем не менее надо отметить, что в США было создано в 1962 г. международное объединение раввинов К.И. , ведётся большая научно-пропагандистская работа. За пределами США общины К.И. имеются в основном в Англии и в Израиле. Расплывчатость идеологии К.И. в части принципов веры и частной жизни привело к возникновению в его среде так называемого «реконструктивистского направления». Его основателем стал один из учителей ЕТС Мордехай Каплан (1881– 1983). Главным в его концепции является формулирование идеи «иудейской цивилизации». По его пониманию, представление об иудаизме только как религии неоправданно ограничивает его сущность и значимость. Он полагает уместным использование понятие «иудейская цивилизация», рассматривая её как живой развивающийся организм, обладающий набором признаков, как собственных, так и случайных, решительно отличающей его от других подобных организмов. По его утверждению, «иудаизм как инаковость – нечто гораздо большее, чем еврейская религия. Он включает в себя то переплетение, истории, литературы, языка, социальной организации , общественного мнения, стандартов поведения, социальных и духовных идеалов, эстетичеких ценностей, которые в совокупности Под угрозой не только иудаизм – религия, но иудаизм – цивилизация». Отсюда вытекает его поддержка сионистской идеи, исходя их того инения, что только в отдельном государстве «иудейская цивилизация» может существовать и развиваться самым естественным образом. Помимо этого, он и его последователи придают большое значение роли образования. Идеи Каплана, которые он развивал в своих многочисленных трудах оказали большое влияние на широкие слои американского еврейства. Он способствовал организации особых сообществ иудеев – («хеврот» – товариществ) для регулярных встреч не только для совместных молитв, но и для взаимного общения, учёбы, взаимопомощи. Каплан в 1922 году первым отметил «Бат – мицва» – религиозное совершеннолетие своей дочери, хотя до этого такой обряд совершался у иудеев только для 13 – летних мальчиков. С этого времени этот обряд стал повсеместным. Вместе с тем, сведение религии к одному из вариантов народной веры, отрицание личной связи человека с Богом и его роли в сотворении Вселенной затрудняют отнести реконструктивизм к религии, несмотря на наличие синагог, раввинов, молитв. Изданный Капланом в 1945 г. реконструктивистский молитвенник настолько возмутил ортодоксальных раввинов, что они прокляли автора и публично сожгли его творение.

Литература. В.Л. Вихнович Иудаизм. СПБ. 2010.;. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим–Москва. 1992; С.М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999; Berkovitz El. Major Themes in Modern Philosophies of Judaism ; M. Kaplan. Judaism as A. Civilization. New-York. 1934 (частичный русский перевод – Мордехай Каплан. Иудаизм как цивилизация. // Еврейское образование. СПБ. 2001 № 1.)


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.