КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

монашество православное

Первое поколение монахов восприняло комплекс идей, преемственных по отношению к предшествующей ей идеологии иудейского аскетизма, и первоначально характерных для всей Церкви

Монашество восточно-христианское. История возникновения. С эпохой, начавшейся после Миланского эдикта имп. Константина Великого (313), когда, с прекращением гонений на Церковь, жизнь христиан перестала предполагать постоянную готовность к мученичеству, началось сближение Церкви с государством и широкими общественными слоями. Вследствие этого возникла тенденция, для стремящихся в полной мере следовать идеалам христианства, к уходу из мира и добровольному мученичеству. Это привело к новой эпохе и в истории аскетических учений и аскетической практики, ознаменовавшейся формированием в Египте института монашества, и, в частности, основных разновидностей монашеской жизни: пустынножительства, общежительного монашества (к перв. пол. IV в.), а также «скитского жития» (с 330-х). История пустынножительства прослеживается с сер. III в. (уход в пустыню прп. Павла Фивейского), но к началу IV в. под влиянием «отца монахов», прп. Антония Великого (251–356), стали появляться колонии пустынников («лавры»), а само пустынножительство приобрело традиции и уставы. Большую роль стали играть лавры, основанные в Нижнем Египте учениками прп. Антония: Нитрии (на Нитрийской горе, 320-330-е) и Келлии (не позднее нач. 330-х), которые основал прп. Аммон. В то время, как для пустынничества большее значение имеет личное усилие монаха, общежительный вид монашества в большей степени сосредоточен на общественном, литургическом аспекте богообщения. Общежителная («киновийная») форма монашества, сложившаяся под руководством прп. Пахомия (ок. 292 – 346), подразумевает развитую систему уставов, контролирующих соблюдение монахами однообразия в одежде, пище, распорядке жизни, ритме богослужений, а также отказ от личной собственности. В конце IV в. основанный прп. Пахомием монастырь в Тавенниси переживает духовный упадок, и пахомианство переживает свой второй расцвет в т.н. Белом монатыре, возглавляемым Шенуте (ум. в 436), где уставы прп. Пахомия были упрощены. Независимо от пахомиан, общежительные братства были организованы в Каппадокии (Малая Азия) свт. Василием Великим (357-371), который написал для них «Краткие» и «Пространные правила». Основываясь на представлении об общественной природе человека, свт. Василий рассматривал общежительные братства христиан, связанных обетами аскезы, как воплощение нормы христианской жизни, а не только как одну из возможных церковных организаций. Братства представляли собой объединенные общим распорядком жизни мужские и женские общины, организованные в систему на уровне руководства. Еще одна форма монашеской жизни, т.н. «скитское житие» (по назв. Скитской пустыни), восходящая к прп. Макарию Египетскому (ум. в 390-х), представляло сочетание пустынножительства с общим собранием («сюнаксис») для совершения Литургии. Скитяне, жизнь и учение которых описана посетившим Египет в 390-е гг. прп. Иоанном Кассианом, имели большую общность жизни, чем у пустынножителей, но без подробного устава пахомиан. Отличительной особенностью аскетического учения Скита является акцент на учении о непрестанной умно-сердечной молитве, получившем в будущем широкое распространение в монашеских кругах в Византии и Восточной Европе (см. исихазм, Григорий Палама, …). Скитский устав был перенесен в Палестину во время эмиграции аввы Силуана с учениками из Скита в окрестности Газы, на руб. IV и V вв. Другим преемником Египетского монашества в Палестине, стало монашество Синайское (с VII в., от названия г. Синай,), памятником которого является получившая широкое распространение в т.ч. и в среде западного монашества «Лествица» прп. Иоанна Лествичника. В связи с институциализацией монашества во вт. пол. V в. в палестинской монашеской среде возникает феномен юродства, принявший общецерковное значение к перв. пол. VI в. под влиянием прп. Симеона Юродивого. Постепенно монашеский уклад проникает в города: в самом начале V в. прп. Александр основывает обитель акимитов («неусыпающих», т.е. прославляющих Бога днем и ночью) в Константинополе, а в 463 г. там же, на основе устава акимитов, был создан Студийский монастырь. В IX в. в Студийском монастыре прп. Феодором Студитом (759-826) была произведена реформа общежительных уставов, а в XI в. прп. Феодосий Печерский (ум. 1074) перенял студийские уставы для первого крупного на Руси Киево-Печерского монастыря. Начиная с X в. в Византии большое значение приобретают монастыри на г. Афон («Святая Гора», офиц. именование с XI в.), которые получили статус независимых от гражданской и церковной власти, подчиняясь лишь византийскому императору, и являясь традиционно хранителями и защитниками церковных догматов и канонов.

Идеология. Первое поколение монахов восприняло комплекс идей, преемственных по отношению к предшествующей ей идеологии иудейского аскетизма, и первоначально характерных для всей Церкви. Центральное положение в идеологии раннего монашества занимает тема Нового Завета, сопряженного с Новым Исходом для священной войны. Монашеская община, соответственно, понимается как странствующий военный стан Израильский, для которого аскетические ограничения, неизбежные при войне, превращаются в постоянно действующую норму жизни. Этот Новый Завет, называемый также «Законом Завета», заключается первоначально с избранниками Божиими (такими как Моисей, или прп. Антоний Великий), которые становятся «законодателями», и затем в него могут войти все желающие. Закон Завета есть особое состояние личного Завета с Богом, заключаемого членом стана «Нового Израиля», т.е., монахом. Для вошедшего в Закон Завета, и, т.о., оказавшегося «под благодатью Евангелия», характерным является не только исполнение заповедей Бога (т.е. требований ветхого Закона, данного в Ветхом Завете), но и их превосхождение. Это выражается в исполнении того, что Богом не заповедано, но лишь советуется (нестяжательство, безбрачие, постоянная молитва). Благодаря этому различению между следованием Новому и Ветхому Заветам (сводящемуся к различению между путями Благодати и Закона) для членов Нового Израиля, т.е. христиан, находила свое разрешение проблема статуса немонашествующей части Церкви, возникшая вследствие того, что идеология монашества претендовала на воплощение полноты устремлений христианства. Однако, в истории Церкви не раз возникали харизматические экстремистские течения («евстафиане», «мессалиане» и др.), адепты которых формировались, в основном, из среды монашествующих, признающие лишь путь Благодати, и отрицающие их взаимодополнительность, так что один для другого является предуготовлением, а другой – целью для первого.

С конца IV в. происходит трансформация монашеской идеологии, в результате чего ко вт. пол. V в. на передний план выходят концепции, связанные с философией неоплатонизма. С одной стороны, это оригенизм (и его рецепция Евагрием Понтийским), включающий аскетику развоплощения, достигаемого заключением ума, по природе тождественного Богу, внутрь себя самого. Оригенизм получил распространение в монашеской среде в конце IV в. в Египте (осужд. в 400), и в перв. пол. VI в. в Египте, и, особенно, в Палестине (осужд. в 543 г., и 553 г. на V Всел. Соб.). С другой – полемичный по отношению к оригенизму корпус «Ареопагитиков» (кон. V - нач. VI вв.), содержащий учение об обожении христианина во плоти и через Плоть Христову, при «исступлении» ума из себя. Язык корпуса, очень близкий к языку современной автору корпуса неоплатонической философской традиции, а также реконструкция той среды, в которой он создавался (кружок прп. Мелании Младшей, экс-императрицы Евдокии (ок. 400-460), бывшей одним из лидеров палестинского монашества того времени), свидетельствуют, что здесь впервые достижения классической культуры становятся достоянием монашеского круга, в то время как в кружке прп. Мелании Старшей, или бл. Иеронима Стридонского (перв. пол. V в.), отвергалась культура, которая их воспитала. В дальнейшем в Византии широкая образованность не поощрялось для монашествующих, что, в частности, к VIII в. привело к поляризации монахов и «гуманистов».

Лит-ра. Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. Chitty D.J. The Desert a Sity. Oxford, 1977. Guillaumont A. Aux origines du monachisme chrétien. Bégrollesen-Mauges, 1979.


Теги:  христианство, православие, морфология культуры, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Лукомский Л. Ю. / Бирюков Д. С.