КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

неоплатонизм

НЕОПЛАТОНИЗМ - получившее в Новое время название особый период в истории античного языческого платонизма, завершившего и суммировавшего позднеантичный тип мысли

НЕОПЛАТОНИЗМ - получивший в Новое время данное название особый период в истории античного языческого платонизма, завершившего и суммировавшего позднеантичный тип мысли. Сочетал в себе образцы античной рациональности, диалектики и, вместе с тем, содержал религиозно-мистический заряд, столь созвучный наступающей эпохе Средних веков. Охватывает более четырех веков исторического развития, во время которых неоплатонизм оказался последней языческой философской школой. Делится на «римской», «сирийский», «пергамский», «афинский» и «александрийский» периоды - в зависимости от тех научно-образовательных центров, в которых подвизались наиболее авторитетные представители этого учения.

Основанный Плотином в Риме и возглавляемый затем Порфирием кружок существовал до начала IV в. В дальнейшем «пальму первенства» в развитии и пропаганде новой трактовки учения Платона принадлежала школам, существовавшим на востоке Римской державы. Первой из таковых была Сирийская (или Антиохийская) во главе с Ямвлихом Халкидским (середина III в. - ок 325 г.). Это был очень плодовитый писатель, тексты которого дошли до нас лишь фрагментарно. Он является автором толкований на тексты Платона (сохранившихся фрагментарно), ставших по своей структуре и форме одним из предшественников средневековых схоластических трактатов.

«Новации» Ямвлиха в неоплатоническую доктрину значительны, причем, судя по всему, они охватывали и область Первоначала (которое глава Сирийской школы понимал, или, по крайней мере, описывал, даже в еще более трансцендентном ключе, чем Плотин), и концепцию индивидуальной души (понимавшейся не как действие души Всеобщей, но как индивидуальная сущность), и проблему демиурга. Можно с полной уверенностью говорить о том, что одно из центральных мест при выборе стратегии для интерпретации Платона занимала у Ямвлиха теософия «Халдейских оракулов».

Мы остановим наше внимание на теургии (букв. «богоделании») - практике, существование которой в рамках неоплатонизма Ямвлих, фактически легитимировал (хотя первым о ней начал говорить Порфирий).

Теургия была магико-герметической практикой первых вв. н.э. и имела своей целью воздействие на божественную сферу с целью добиться от нее либо помощи в земных делах, либо же достоверного предсказания. Хотя образованные круги языческого социума относились к этой практике с недоверием, а власти ее запрещали, Ямвлих сумел инкорпорировать ее в платоническую метафизику. Именно об этом говорит один из немногих сохранившихся его трактатов - «О египетских мистериях».

Согласно Халкидскому мыслителю природа богов имеет прямое отношение к Первоединому, даже если они управляют материальными стихиями. Во всем сущем неоплатоники обнаруживали соединение бытия (тех существенных свойств, которые индивидуализировали конкретное сущее - неважно, чувственно-телесное, или умопостигаемое) и единства («следа») от созидательной деятельности Начала. Божественное связано именно с единством, именно поэтому оно сверхсущностно и непостижимо. Это означает, что сверхъестественное в каком-то смысле присутствует повсюду: ведь любая вещь в конечном итоге - результат демиургии со стороны высших чинов. Таким образом, подлинный теург, магически воздействуя на предметы, на самом деле не принуждает богов, но как бы «встраивается» в их порядок: боги «радуются» осуществляемым им процедурам, а не аффициируемы ими. Итогом теургии становится возвышение природы того, кто является теургом: они может взойти до уровня чистой души, демона или бога. Естественно Ямвлих, как и последующие неоплатоники, понимал под теургией лишь «белую» магию. Более того, в известном смысле они в свете концепции теургии трактовали всю классическую античную религию, в частности - ее ритуальные действия. Однако в реальности теургия является попыткой интеллектуально истолковать и «исправить» многочисленные магические практики, которыми увлекались в эпоху существования неоплатонизма, и, с этой точки зрения, ее понимание в поздней античности радикально отличается от того понятия теургии, каковое будет свойственно некоторым русским религиозным философам.

Так, или иначе, «теургическая» метафизика Ямвлиха позволила ему создать теологию, которая представляла богов в виде элементов умопостигаемой структуры универсума. При этом они имели вовсе не отвлеченный характер, так как теургическое общение с ними, по мнению Халкидского мыслителя, показывало их живой и благой характер. И, вместе со своей заботой и попечением о мире, они оставались элементами сверхсущностной энергии Первоначала, восхождение к которому требовало и философских знаний, и теургического искусства.

После смерти Ямвлиха наиболее известным становится Пергамский кружок, где учил Эдесий (ок. 300-355), при котором неоплатонизм начинает приобретать характер эзотерической мудрости. Однако из всех неоплатоников середины - второй половины IV в. наиболее известен римский император Юлиан Отступник (331-363), попытавшийся остановить наступление христианства и оставивший после себя важное наследие, включающее в том числе полемические и поэтически-теологические сочинения.

После смерти Юлиана попытки воздействия неоплатоников на политическую сферу практически прекращаются. Однако в сфере метафизики они дают еще одну плеяду глубоких мыслителей, известную как Афинская школа неоплатонизма (V-VI вв.). Среди ее представителей прежде всего следует указать на Прокла (412-485), систематизировавшего в своих многочисленных сочинениях весь прошлый опыт неоплатонической философии. Именно ему принадлежит наиболее полная и разработанная в логической форме доктрина, охватывающая как вопросы познания, так и учение о бытии, ядром которого является представление об иерархическом устроении сущего. Учение о познании в целом следует платоновской традиции, однако имеет очень существенное дополнение: Прокл достаточно подробно рассматривает проблему познания трансцендентного, формулируя диалектико-апофатические процедуры, которые в дальнейшем будут использоваться в византийской и западноевропейской схоластике. Целый ряд идей его «Платоновской теологии» перекочуют в знаменитые «Ареопагитики», важнейшая часть которых «О Божественных именах» будет повторять апофатическую логику Прокла. Комментарии Прокла на диалоги Платона так же окажут определенное воздействие на византийскую интеллектуальную традицию.

Важными элементами учения Прокла являются формы диалектического разворачивания онтологических триад, которые тот обнаруживает в текстах Платона и которые превращаются у него в своеобразные «маркеры» и логические принципы различных уровней универсума. Прежде всего это касается триады бытие-жизнь-ум, а так «эманационной» триады пребывание-выхождение-возвращение. Космос, согласно Проклу, есть вечное раскрытие-разворачивание трансцендентной причины к сверхумопостигаемому бытию, а затем к жизни и уму. Ум является некоторой картиной мироздания в целом, возвращением к бытию - но только в умопостигаемой форме. Сверхкосмический ум в свою очередь создает космос и внутрикосмическую природу, которая присущим ей образом причастна жизни и бытию. Весь мир рассматривается Проклом как сфера деятельности божественных фигур, которые демиургически воздействуют над «подотчетные» им регионы сущего, и к которым возможно теургическое восхождение. Наиболее известный текст, обосновывающий логику тотального диалектического пантеизма - «Элементы теологии» - до настоящего момента является образцом глубокой и тонкой диалектики.

Последним сколархом афинской Академии, как и последним великим античным философом, был Дамаский Диадох (ок. 460-540). Его комментарий к «Пармениду» содержит огромный материал по истории античной философии и теологии: Дамаский полагает, что неоплатоническая диалектика является выражением теологических идей - того откровенного знания, которым обладали прошлые поколения. В связи с этим его столь же сильно, как и Прокла интересует логика теургических актов, а так же различные уровни апофатической диалектики. Его описание универсума имеет наиболее теософский характер из всех, созданных неоплатониками.

В 529 г. император Юстиниан I своим эдиктом закрывает афинскую Академию и запрещает язычникам учить философии. Последние мыслители (среди которых - Симпликий, выдающийся комментатор Аристотеля), эмигрировав поначалу в Персию, перебираются в Александрию, где в VI столетии и заканчивается история античной философии.

Несмотря на исчезновение неоплатонизма в его языческом варианте, многие идеи этой школы будут влиять на развитие византийского богословие, а в лице Гемиста Плифона мы видим даже попытку реставрации его идей на самой заре Возрождения.

Светлов Р.В.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Светлов Р. В.
Immediate VortexImmediate Vortex