КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Александр Александрийский

Тенденция же православных церковных писателей в ходе полемики с арианством заключалась в разотождествлении этих понятий и в употреблении gennhtÒj для указания на вечное рождение Сына Богом-Отцом, не допуская приложения этого понятия к тварному миру, а g

 

 

 

 

Александр Александрийский – христианский богослов, один из родоначальников никейского движения, полемист с арианством. А. А. родился около 250 г. Он был любимым учеником свщмч. Петра, патриарха Александрийского (сохранился панегирик свщмч. Петру, приписываемый А. А., дошедший на коптском языке). А. А. стал патриархом Александрийским в 312 г. А. А. сыграл одну из важнейших ролей для победы антиарианской партии в рамках Никейского собора, который стал в истории Православной Церкви первым Вселенским собором. На этом соборе было осуждено арианское учение и принят Никейский Символ веры, в котором было провозглашено единосущие Бога-Сына Отцу, а также то, что Сын – «из сущности» Отца. Умер свт. Александр в 326/328 г. не застав времени, когда арианство вновь набрало силу. Перед смертью А. А. оставил в качестве своего преемника Афанасия Александрийского.

Учение. Важнейшее положение учения А. А. состоит в утверждении о «безначальном рождении» Богом-Отцом Бога-Сына, понимаемом в смысле вневременного рождения, в противовес сотворению Богом всего тварного сущего, заключенного в рамки времени, из ничего. В своем учении вневременном рождении Сына Отцом А. А., вероятно, опирается на Оригена, однако, в отличие от Оригена, который считал, что Бог производит вечно не только Сына, но и весь космос, А. А. делал акцент на том, что во вневременном рождении заключается специфика бытия Сына, как сущего, но ни в коем случае не тварного мира, как происшедшего из ничего. В связи с этим А.А. различает сыновство по природе, свойственное для Сына Божиего, и сыновство по положению, характерное для усыновленных Богом христиан. (Это терминологическое различение между «по природе» и «по положению» в отношении Сына Божия и христиан в дальнейшем было весьма востребовано в христианской догматике). В противовес учению Ария, А. А. настаивает на том, что Сын Божий – Сын по природе – природно неизменяем. Чтобы указать на полноту Божества Сына, А. А. использует формулу, согласно которой Сын есть неотличимый образ Отца и отпечаток Первообраза. Согласно А. А., Сын есть Собственная Премудрость Бога, Его Сила и Слово – не в смысле некоего качества, но как отдельное ипостасное бытие. Между Богом и Сыном отсутствует какой-либо промежуток, даже такой, который можно представить мысленно. Несмотря на то, что богословие свт. Александра направлено на то, чтобы показать, что Сын обладает полнотой Божества, у А. А. сохраняются и субордиционистские элементы. Так, он ведет речь о Сыне как о «посредствующей единородной природе», через которую Бог сотворил все из не-сущего, но которая сама родилась от Отца. Говоря о Боге-Отце и Сыне, А. А. использует язык «особенностей»: нерожденность и рожденность есть природные «особенности» Отца и Сына. В этом отношении А. А. является предтечей позднейших церковных авторов и, в частности, Каппадокийских отцов.

Богословский язык А. А. приспособлен скорее для выражения мысли о различии Отца и Сына как отдельных бытийных реальностей, чем для указания на их единство по природе. Это связано с тем, что в рамках богословского языка А. А. не различаются понятия «ипостась», «сущность» и «вещь» и они используются чаще всего для выражения единичного самостоятельно существующего бытия: Сын Божий отличается от Отца как ипостась и как природа. Аспект же единства Сына с Отцом свт. Александр выражает, ведя речь о подобии Сына Отцу во всем по самой природе.

Для богословского языка А. А. характерен акцент на непостижимости не только Бога-Отца (что было привычным местом в христианской литературе), но также «ипостаси Сына» и способа происхождения Его от Отца. Ипостась Сына непостижима и превышает мысль не только людей, но и ангелов. Согласно А. А., неизреченна и нетождественна по значению с каким-либо другим понятием и сама особенность Бога-Отца – «нерожденность».

 

 

 

Литература:

Переводы: Похвальное слово, произнесенное аввой Александром, архиепископом Александрийским, о святом Петре, девственнике и архиепископе того же города, который был замучен за имя Господа нашего Иисуса Христа // Журнал Московской Патриархии. 10, 1979. С. 71–75; Свт. Александр, еп. Александрийский. Письмо о ереси Ария и отлучении его от Церкви всем Епископам Вселенской Церкви / Пер. А. С. Красносельского // Христианское чтение. 22. 1826. С. 315–327, другой перевод в изд.: Сократ Схоластик. Церковная история. М., 1996. С. 10–13; Свт. Александр, еп. Александрийский. Письмо о ереси Ария и отлучении его от Церкви, к Александру, епископу Константинопольскому / Пер. А. С. Красносельского // Христианское чтение. 22, 1826. с. 282–314, другие переводы: Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 26–36; Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. СПб., 1996. С. 18–29.

Исследования: Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 2007; Лебедев Д. А., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген // Труды императорской Киевской Духовной Академии. Октябрь–Ноябрь, 1915. Сс. 244–273; декабрь, 1915. Сс. 387–414; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 2001; Сагарда Н. И. Лекции по патрологии IIV века / Под общ. и научн. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М., 2004; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy 318-381. Edinburg, 1988; Kannengiesser Ch. Alexander and Arius of Alexandria: the last ante-Nicene theologians // Idem., Arius and Athanasius. Two Alexand eian Theologians. Variorum Reprints, 1991; Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. T. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979; Simonetti M. Studi sull Arianesimo. Roma, 1965.


Теги:  христианство, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Бирюков Д. С.