КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

шветамбары

ШВЕТАМБАРЫ – (чvetаmbara, санскр. «одетые в белое») религиозно-философское направление в рамках джайнизма. В названии отражен пункт разногласий Ш. с другой ветвью джайнизма – дигамбарами (санскр. «одетые в стороны света»), поскольку монахи-Ш. должны носить белые одежды, тогда как с точки зрения дигамбаров монахи должны ходить обнаженными, демонстрируя тем самым полную не-привязанность к миру. Помимо этого Ш. полагают, что душа, воплощенная в теле женщины, может обрести освобождение и тому подтверждение 19-тый тиртханкар-женщина – Мали. Имеются разночтения между шветамбар. и дигамбар. версиями «биографии» последнего 24-го, тиртханкара Джины Махавиры: согласно Ш. преданию, зародыш Махавиры по приказу Шакры (Индры) был перенесен из лона брахманки Девананды в лоно кшатрийки Тришалы; Махавира был женат и имел дочь, что отрицается дигамбарами. Имеют свой канон из 45 текстов, составленный на соборе в Валлабхи (Гуджарат) ок. V в.н.э., дигамбары же отрицают аутентичность данного собрания проповедям Махавиры. Ш., в отличие от дигамбаров, допускают возможность принятия еды и пития всеведущим. Принципиальных разногласий в области метафизики между двумя направлениями нет, за исключением одного пункта: Ш. не признают время (кала) субстанцией (дравья). Ш. ветвь современного джайнизма представлена школами: муртипуджака, стханакаваси, терапантха, которые включают в себя несколько различных толков. Точно неизвестно, когда в джайнизме появилось почитание изображений тиртханкаров, но большинство Ш. составляют муртипуджаки, т.е. «поклоняющиеся образам». В своих обрядах они используют цветы и шафрановую пасту, которыми (наряду с цветными одеждами и драгоценностями) украшают статуи тиртханкаров. При поклонении (омовении, прикосновении, натирании пастой и т.д.) они закрывают рот, а аскеты-муртипуждаки носят мухапатти (кусок ткани, закрывающий ротоносовую полость). Другие названия этой школы: дераваси, чайтьяваси (эти названия означают «жители храмов»), мандирмарги (санскр. «ходящие в храм») и пуджера (санскр: «почитатели/совершающие пуджу»). Стханакавасины проводят все ритуалы не в храмах, а в общинных домах (стханаках, или упашраях) и отрицают почитание изображений тиртханкаров на том основании, что подобная практика не «канонична». Они оставляют свои мирские имена, принимая монашество, что отличает последователей этого толка от Ш. Имеют собственный канон из 32-х текстов (урезанная версия канона Ш.) Школа возникла в 1460 г. в г. Ахмедабаде (Гуджарат) в результате «иконоборческой» деятельности образованного купца по имени Лонкасаха, или Лонка. По численности своих приверженцев эта школа сопоставима с современной дигамбарской общиной. Терапантха (букв.: «тринадцатый путь») – подшкола в рамках стханакаваси, основанная в 1760 г. Муни Бхикханджи (позднее - ачарья Бхикшу), который сделал основной акцент на 13-ти религиозных принципах: пяти «великих обетах» (врата), пяти видах осторожности (самити), и трояком контроле (гупти). Основные отличия: отсутствие поклонения образам и наличие одного руководителя-ачарьи для всей общины (с 2010 г. глава – 11-тый ачарья Махашраман). Все аскеты носят мухапатти. Для пропаганды джайнизма на Западе 9-тый ачарья Тулси добавил к традиционным группам аскетов две новые: самана (для мужчин) и самани (для женщин), которые разрешено пользоваться средствами передвижения, техникой и в исключительных случаях готовить пищу для самих себя (что запрещено для всех аскетов – садху и садхви).

Лит.: Buhler G. On the Indian sects of the Jainas. London, 1903.; Jain M.U.K. Jaina Sects and Schools. Delhi, 1975; Shah N. Jainism. The World of Conquerors. Delhi, 2004. Lala S.L. Research Series Vol.XVIII-XIX.

Н. А. Железнова

 


Теги:  джайнизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Железнова Н. А.
Immediate Vortex