КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

вайшешика

ВАЙШЕШИКА (санскр

ВАЙШЕШИКА<#whitespace />(санскр. vai÷eщika, от vi÷eщa – специфическое, своеобразное, особенное) – одна из шести систем астики, основное место в которой отведено размышлениям о природе. Ее название, согласно индийскому толкованию, обусловлено интересом к категории вишеша; согласно китайской версии – претензиями адептов этой системы мысли на особенность (вишеша) их учения, его превосходство над всеми другими. Ранняя история вайшешики до появления ее канонических текстов неясна. Гипотеза Э. Фраувалльнера о том, что сначала вайшешика развивалась как чисто натурфилософская традиция и лишь позже в нее были добавлены сотериология и теология, представляется весьма правдоподобной, поскольку освобождение (мокша) утверждается в качестве четвертой жизненной цели (пуруша-артха) гораздо позже, чем канонизировалось ядро учения вайшешики, и поскольку учение об устройстве мира излагается в В. несоизмеримо подробнее, чем сотериологические и теологические концепции.

Базовый текст – «Вайшешика-сутры» (ок. I в. н. э.), приписывается легендарному мудрецу Канаде, или Канабхуджу (букв. «Поедающий зерна», под которыми подразумевали также атомы, о которых он учил). Главные представители: Чандрамати (ок. V в.) – автор «Дашападартха-шастры» («Науки десяти категорий»), Прашастапада (ок. VI в.), написавший «Падартхадхарма-санграху» («Собрание характеристик категорий»), в которой учение вайшешики приобрело классические формы, комментаторы Прашастапады Вьомашива (ок. 948–972), Шридхара (ок. 950–1000), Удаяна (нач. XI в.), Падманабха Мишра (XVI в.) и Джагадиша Таркаланкара (XVII в.). Примерно в первой половине VII в. начинается сближение вайшешики с ньяей, завершившееся образованием синкретического учения ньяя-вайшешика, послужившего теоретическим истоком навья-ньяи.

Целью мировоззренческого дискурса в вайшешике провозглашается познание Дхармы – универсального закона мироздания – для освобождения от круговорота рождений и смерти (сансара). Дхарма считается полностью познаваемой посредством рациональных процедур выявления общего (саманья) и особенного (вишеша) у структурных элементов мира. Вовлеченность человека в сансару традиционно объясняется его «составной» природой, коренящейся в «составной» структуре мироздания, но структуризация бытия у В. отличается от предложенных в других даршанах. В основе бытия, согласно «Вайшешика-сутрам» и Прашастападе, шесть категорий бытия – падартх (санскр. «объект слова»), которые «мыслятся как естественные членения реальности, естественные классы вещей»<#whitespace />(В. Г. Лысенко), зеркально отражаются в лингвистических формах и в сознании в виде знаний о вещах. Это 9 субстанций (дравья), 24 качества (гуна), 5 действий (карма), общее (саманья) и особенное (вишеша), присущность (самавая). Начиная с Чандрамати (VI в.) к шести основным категориям добавляют седьмую – небытие (абхава). Шесть из 9 субстанций (земля, вода, огонь, ветер, эфир и ум) – материальные, они состоят из атомов и воспринимаются органами чувств; остальные (время, пространство, индивидуальная душа) – нематериальные. Различаются души рядовых индивидов и верховная душа Властителя мира-Ишвары. Души обладают сверхбольшим размером и являются вездесущими, при этом нет всеобщей одушевленности (или сознательности) мира, поскольку обусловливающая мыслительные процессы жизненная энергия душ (дживана) проявляется только при соединении атмана и манаса в определенном теле.

Качества атомов определяют качества субстанций и вещей, возникающих из субстанций. Качества постоянны почти у всех атомов, за исключением атомов земли, меняющих цвет под воздействием атомов огня. Бессмертным душам свойственны качества дхармы и адхармы, являющиеся «семенами будущих рождений» в мире, который также в соответствии с космогонией вайшешиков, рационализирующей ведийский космогонический миф, переживает по воле Ишвары бесконечное множество космических циклов – чередований разрушения (пралая) и творения (сришти). В этот миф В. привнесла идею атомарности субстанций и атомистическую интерпретацию космических процессов. Когда Дхарма истощается, у Ишвары возникает потребность пересоздать мир заново, он прекращает действие невидимых сил (адришта), ответственных за образование соединений атомов, и мир распадается на субстанции. Через сто лет Брахмы Ишвара снова приводит в действие адришты, они «запускают» движение атомов воздуха и жизнь душ (с того самого места, на котором прервалось прежнее существование).

Души могут выйти из этого бесконечного процесса личных реинкарнаций, получив от учителя знание категорий. Это знание делает душу бесстрастной, качество дхарма (добродетель), препятствующее освобождению как и качество адхарма (порок), также покидает душу и она становится свободной.

Соч.: The Vai÷eщika Aphorisms of Kaхаda with the Comments from the Upaskаra of шaпkara Mi÷ra and the Vivзtti of Jaya-Nаrаyaхa Tarkapanchаnana / Tr. by A. E. Gough. 2nd ed. New Delhi, 1975; Kanаda Vai÷eщika-sеtras / Ed. by B. D. Basu. BahadurganjAllahabad, 1923 (The Sacred Books of the Hindus).

Лит.: Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986; Прашастапада. «Собрание характеристик категорий» с комментарием «Ньяякандали» Шридхары / Пер. с санскр. В. Г Лысенко. М., 2005; Bronkhorst J. (ed.). Proceedings of the Panel on Early Vai÷eщika // Asiatische Studien. 1994. Vol. 48 (2); Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol. II. Indian Metaphysics and Epistemology: The Tradition of Nyаya-Vai÷eщika up to Gange÷a / Ed. by K. H. Potter. D., 1977; Faddegon B. The Vai÷eщika System Described with the Help of the Oldest Texts. Verhandelingen der Koninklijke Académie van Wetenschappen te Amsterdam. Afdeeling Letterkunde. Nieuwe Reeks, deel 18, no. 2. Ams., 1918; Halbfass W. On Being and What There Is. Classical Vai÷eщika and the History of Indian Ontology. Albany, 1992; Thakur A. Origin and Development of the Vai÷eщika System // History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization / General ed. by D. P. Chattopadhyaya. Vol. II, pt. 4. Centre for Studies in Civilizations. N. D., 2003.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.