КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

мартинизм

Мартинизм является эзотерическим орденом христианского духовного и мистического рыцарства, развивавшимся одновременно с масонством и параллельно с ним, однако по ряду признаков радикально отличающимся от масонства и имеющим особую, отличную от масонства,

МАРТИНИЗМ – совокупность традиций христианского духовного и мистического рыцарства, практикуемых в мире как отдельными посвященными, так и рядом орденов, начиная с 1890-х гг. Развиваясь параллельно с масонством, М. радикально отличается от него своими идеологией, символикой и методологией. Название происходит от имен предтеч современного М. Мартинеса Паскуалиса (1727(?)-1774) и Луи-Клода де Сен-Мартена (1743-1803). Основой учения М. является «доктрина Реинтеграции», подразумевающая способность человека путем духовного усовершенствования преодолеть узы материи и греха, возвратиться («реинтегрироваться») в Божественную Сущность, обрести единство с Богом и Природой, которым обладал первочеловек Адам Кадмон, утративший его вследствие грехопадения. Достигнуть этого возможно с помощью прямого откровения свыше, теургии, духовного перерождения и очищения. Каждый мартинист обладает правом дополнять учение М. собственными идеями и опытом. Предшественники М.: 1. М. Паскуалис и основанный им Орден избранных коэнов Вселенной (1765); 2. Л.-К. де Сен-Мартен и разработанный им «Путь сердца» (1777); 3. Жан-Батист Виллермоз (1730-1824) и его Исправленный Шотландский устав масонства (1782). Основанная М.Паскуалисом организация характеризовалась наличием особых теургических, алхимических и мантических практик. В основе орденской идеологии лежало неортодоксальное космогоническое учение, изложенное в «Трактате о реинтеграции существ» (ок. 1710-1774) в качестве прямого откровения неких сущностей основателю. Передача посвящения проводилась в ложе посредством теургической операции. Впоследствии руководство перешло к Ж.-Б. Виллермозу, а личный секретарь М. Паскуалиса Л.-К. де Сен-Мартен развивал собственную концепцию М. на основе мистических озарений, поисков откровения в себе самом и полного отказа от ритуальной практики. При этом он продолжал индивидуальную неритуальную передачу посвящения соратникам в форме единственной степени «Неведомого Высшего» (S. I.). Ж.-Б. Виллермоз использовал положения учения М. Паскуалиса для написания наставлений Исправленного Шотландского устава масонства. В годы Французской революции вышеописанные структуры распались, посвященные рассеялись по миру. Создатели собственно М.: 1. Папюс (Жерар Анкосс, 1865-1916) и Огюстен Шабосо (1868-1946), основатели Ордена мартинистов (1884); 2. Анри Дюпон (1877-1960), Робер Амбелен (1907-1997) и Филипп Анкосс (1906-1984), создатели Союза мартинистских орденов (1955); 3. Робер Амбелен и его Инициатический орден мартинистов (1968). В 1882 учитель магии и каббалистики Папюс был посвящен в традицию М. преемником линии Л.-К. де Сен-Мартена виконтом А. Делаажем. В 1884 он узнал о наличии такого же посвящения у своего друга О. Шабосо, и они посвятили друг друга в свои линии преемственности. К 1884 Папюсом и Шабосо была сформирована группа, вскоре принявшая название «Орден мартинистов», для которого основатели разработали ритуалы на основе масонских. Орден был разделен на три степени, из которых степень S.I. (Supérieur Inconnu, или «Высший неизвестный») стала высшей и была дополнена званием Посвятителя (Supérieur Inconnu Initiateur, S.I.I.) Традиция М. передавалась с тех пор как в рамках ордена, так и индивидуально. После II мировой войны осколки нескольких орденов М. и отдельные посвященные сформировали большинство современных организаций М., и здесь важную роль играл Р. Амбелен, соединивший в своем ордене традиции Папюса, Виллермоза и русского М. XVIII в. Обрядность М. представляет собой смесь масонских ритуалов, католической литургии и теургических практик. Структура М. предусматривает пять степеней посвящения: 1. Ассоциат, 2. Инициат, 3. Неведомый высший/служитель, 4. Неведомый высший/служитель посвятитель, В ряде орденов присваивается промежуточная степень «Свободного посвятителя» (I.L.). Члены верховного совета ряда орденов носят звание Неведомого высшего великого посвятителя (S.I.G.I.). Мартинисты проводят собрания в группах – ложах (гептадах) или кругах. Преемственность каждого мартиниста должна быть подтверждена документом о наследовании посвящения по линии Луи-Клода де Сен-Мартена. В России организованный М. существовал в течение двух кратких периодов: 1781-1792 и 1906-1926. В современной России М. существует с 11.11.2006 г.; в стране представлены крупные международные организации М.: Древний орден мартинистов (AMO), Инициатический реформированный орден мартинистов (OMIR), Мартинистский орден неведомых философов (MOUP), Традиционный орден мартинистов (OMT). Общее число мартинистов в стране – около 50 человек.

Лит.: Галтье Ж. Дети Калиостро: египетское масонство, розенкрейцерство и новое рыцарство. М.: Ганга, 2012; Леман Б. А., Уэйт А. Э. Сен-Мартен. Неизвестный философ. М.: Энигма, 2005; Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. СПб.: Лань, 2000; Никитин А. Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советской России: исследования и материалы. М.: Аграф, 1998.

Е. Л. Кузьмишин


Теги: 
Дисциплина:  Культурология
Авторы:  Кузьмишин Е. Л.