КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

Мадхьямака

МАДХЬЯМАКА (санскр

МАДХЬЯМАКА (санскр.: mādhyamaka, букв. «срединный») – одна из двух (наряду с виджнянавадой) основных философских школ махаяны. Уже в первой проповеди Будды говорится о «срединном» пути (санскр.: мадхьямапратипад), уводящем от крайностей гедонизма и аскетизма, учений о вечном бытии и о полном отсутствии посмертного существования, относительности и абсолютности и т. п., что принимается всеми буддийскими школами. Но систематическую разработку доктрина «срединности» получила только в сутрах праджняпарамиты и основанных на них работах Нагарджуны и его ученика Арьядэвы, положивших начало М. как самостоятельной философской школы. Основная идея М. – углубление понятия пустоты (шуньята), т. е. относительности и отсутствия независимой сущности всех явлений (дхарм) и личностей. Пусты они в том смысле, что не имеют «собственного», т. е. независимого существования (свабхава). Это не значит, что они вообще не существуют: они существуют, но не как самостоятельные сущности, а лишь в отношениях с другими факторами, такими, например, как специфика восприятия и обозначающая деятельность нашего ума. Это относится ко всем без исключения явлениям, в том числе и к центральным понятиям буддийского учения, таким как Будда, нирвана, да и сама пустота, которая тоже лишена самобытия. Пустота понимается Нагарджуной как «взаимозависимое возникновение» (пратитья-самутпада). Рассматривая все явления как обозначения, мадхьямики считают невозможным сказать что-либо о реальности за пределами обозначений. «Я не высказываю никакого тезиса, говорит Нагарджуна, поэтому меня не опровергнуть». Такого рода парадоксальное высказывание, конечно, само являющееся тезисом, оказывается возможным благодаря применению важнейшей для М. теории двух взаимозависимых истин – относительной и абсолютной. С абсолютной точки зрения все явления рассматриваются как пустые, с относительной же точки зрения явления воспринимаются согласно мирским условностям. Мадхьямики использовали в качестве главного логического орудия т. н. «прасангу» (букв. «следование») – сведение к абсурду тезиса оппонента. Специфика прасанги – в её «неутверждающем отрицании», т. е., в отличие от обычного отрицания, здесь не подразумевается, что отрицание А доказывает существование не-А. После Нагарджуны и Арьядевы традицию М. развивали Буддапалита (ок. 470 – 540?) и Бхававивека (ок. 500 – 570?), положившие начало наиболее известным школам М. – прасангике и сватантрике. Бхававивека (также известный под именем Бхавья), в отличие от Буддапалиты, полагал, что для постижения пустоты недостаточно сводить к абсурду тезисы оппонентов, что надо выдвигать собственные тезисы. Чандракирти (ок. 600 – 650?), главный теоретик прасангики, отвергая критику Бхавьи, развил линию Буддапалиты, и в тибетском буддизме многие ценят его интерпретацию настолько высоко, что считают невозможным достижение пробуждения без освоения прасангики. Большой вклад в развитие М. внесли тибетские мыслители, начиная с Пацаба Ньима Дага (род. в 1055?). Дакпа Гьялцэн (1147–1216) указывает уже 5 подшкол М. Новый поворот в развитии М. связывается с именем Дольпопы Шераба Гьялцена (1292–1361), проповедовавшим идею «пустоты иного» (санскр.: парашунья; тиб.: шентон), гипостазирующую пустоту в качестве абсолюта. Резкой критике учение о шентон было подвергнуто школой гелуг.

Изучению и интерпретациям М. были посвящены тысячи работ, в которых она была названа нигилизмом, монизмом, иррационализмом, агностицизмом, скептицизмом, критицизмом, диалектикой, мистицизмом, абсолютизмом, релятивизмом, номинализмом, лингвистическим анализом и т. д., что отражает сложность её понимания. Знакомство с философией М. проявляли уже Гегель, Энгельс, и такие мыслители XX в., как К. Ясперс, Н. Бор и др.

Лит.: Андросов В. П. Учение Нагарджуны о Срединности. М., 2006; Андросов В. П, Терентьев А. А. Мадхьямака // Философия буддизма. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2011. С. 420-424; Ruegg D. S. The Literature of the Madhyamaka School of Philosophy in India. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1981; он же: Studies in Indian and Tibetan Madhyamaka Thought. 2 Parts // Wiener Studien für Tibetologie und Buddhismuskunde. Hefte 50, 52. Wien, 2000, 2002.

А. А. Терентьев


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.