КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

метафизика света

Метафизика света (лат. metaphysica lucis, нем. Lichtmetaphysik) – условный историко-философский термин, относящийся к устоявшейся в рамках античной и средневековой культуры системе богословских, философских и естественнонаучных представлений о свете как объединяющем в себе все сущее первофеномене этого мира, который, – будучи связан с понятиями «порядка», «числа», «пропорции», а следовательно, и с «разумом», «истиной», «словом», – играет роль посредствующего звена, скрепляющего в единое целое такие сферы реальности, как чувственное и умопостигаемое, физическое и математическое, тварное и нетварное и т.д.

Метафизика света обязана своим возникновением, с одной стороны, уподоблению Платоном статуса Блага в умопостигаемой области положению Солнца в области чувственно воспринимаемого, а также его же учениям о космическом «столпе света» и о «колеснице» как некоем входящем в состав души телесном ее носителе; с другой стороны, тому, что, согласно библейскому тексту, свет есть творение первого дня, он отождествляется со «всем, делающимся явным», его радуга является знамением завета между Богом и всем тварным миром и более того: Бог «обитает в неприступном свете» и Сам «есть свет». Утвержденное же неоплатониками представление о бытии как световой иерархии позднее было усвоено и представителями христианской теологии.

В традиционной метафизике света (Августин, Дионисий Ареопагит, Эриугена, Сугерий, Адам Пульхрэмулиерис, Бонавентура, Ульрих Страсбургский и мн. др.) свет осуществляет функцию связующего посредника в двух плоскостях. С одной стороны – в космо- и антропологической, т.е. через свое существование в качестве «чего-то третьего» (tertium quid) между телесной и духовной субстанциями в размерах макро- и микрокосма. С другой – в символической, т.е. через иерархию причастных и уподобляющихся друг другу светов: 1) низшего тварного света: чувственного, естественного, телесного (lux sensibilis, naturalis, corporalis); 2) высшего тварного света: умопостигаемого, формального, духовного (lux intelligibilis, formalis, spiritualis); и 3) света нетварного: вечного, божественного (lux aeterna, divina).

Естественный свет – благодаря минимальной отягощенности материей – стоит на границе телесного мира и мира чистых форм, в котором существует свой, умопостигаемый свет, выступающий как: a) свет бытия, т.е. будучи совокупностью умножающихся от первой интеллигенции форм; b) свет прекрасного, ибо всякая форма в большей или меньшей степени причастна совершенной красоте; и c) свет разумения, просвещающий в акте иллюминации интеллекты людей божественными истинами. Благодаря тому что один и тот же свет определяет начала как бытия, так и познания, устанавливается соответствие между пронизывающим мир в виде формальной иерархической структуры божественным единством и строем мышления – соответствие, делающее этот мир познаваемым. Располагающийся же над обоими тварными светами нетварный свет Славы Божией проистекает из Божественного Мрака и являет себя лишь удостоенным его видения.

Теолого-философские размышления о свете стимулировали развитие и собственно оптических исследований, или «науки о перспективе» (scientia perspectivae). В этом аспекте метафизика света достигает кульминации в учении Роберта Гроссетеста о том, что весь универсум есть результат мультипликации света из первоначально сотворенной Богом точки, в коей свет – как «форма телесности» (forma corporeitatis) – слит воедино с первоматерией («О свете, или О начале форм»: «De luce seu De inchoatione formarum», 1225-28). То, что все сотворенные тела являются, таким образом, в большей или меньшей степени преумноженным светом, обусловливает придание геометрическим законам самоумножения света статуса всеобщих законов естествознания (scientia naturalis). Среди средневековых оптиков выделяются также: Роджер Бэкон, Витело, Иоанн Пеккам, Теодорик Фрайбергский и др.

С переходом к Новому времени метафизика света постепенно прекращает свое существование как относительно целостная система представлений о его роли в природе мироздания и во взаимоотношении вещественного и идеального миров. Ей на смену приходит набор практически несвязанных между собой направлений в восприятии, изучении или толковании феномена света. Главными из них являются: 1) естественнонаучное (Леонардо да Винчи, Коперник, Кеплер, Гримальди, Ньютон, Гёте и др.); 2) теологическое (Григорий Палама, Николай Кузанский и др.); 3) эстетико-онтологическое (Данте, Фичино, Бруно и др.); 4) мистико-теософское (Иоганн Экхарт, Якоб Бёме и др.); 5) натурфилософское (Патрици, Декарт, Шеллинг, Гегель и др.).

Лит.: Baeumker Cl. Witelo, ein Philosoph und Naturforsher des XIII. Jahrhunderts. Münster, 1908; Beierwaltes W. Lux Intelligibilis. Untersuchungen zur Lichtmetaphysik der Griechen. München, 1957; Hedwig K. Sphaera Lucis. Studien zur Intelligibilität des Seienden im Kontext der mittelalterlichen Lichtspekulation. Münster, 1980; McEvoy J. The Metaphysics of Light in the Middle Ages // Philosophical Studies 26 (1979), 124-143; Ronchi V. Storia della luce. Bologna, 1952; Шишков А.М. Метафизика света. Очерк истории. СПб., 2012.

А.М. Шишков

 


Теги:  схоластика, мистика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.