КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

аватара

АВАТАРА (санскр

АВАТАРА (санскр. avatàra – нисхождение), в индуизме – телесное воплощение божества на земле. Систематическое развитие концепция А. приобрела в рамках вишнуизма. В каждом своем воплощении Вишну побеждает какого-нибудь врага, угрожающему существованию универсума, и восстанавливает мировой порядок.

Впервые А. упоминаются в «Бхагавадгите», подробное же развитие концепция получила в пуранах. Число А. различается в разных текстах: 24 аватары в «Бхагавата-пуране», 10 «Гаруда-пуране» и т.д. К середине I тыс. н. э. наибольшую популярность приобрел список из 10 А.:

1.            Матсья (санскр. «рыба»). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа Ману, ставшего впоследствии прародителем всех людей.

2.            Курма (санскр. «черепаха»). Вишну принял облик черепахи, послужившей в качестве опоры для горы Мандары, которую боги использовали вместо мутовки, чтобы добыть из океана напиток бессмертия (амриту).

3.            Вараха (санскр. «вепрь»). Воплотившись в вепря, Вишну победил демона Хираньякшу и на клыках поднял землю, которую тот утопил в океане.

4.            Нарасимха (санскр. «человек-лев»). Приняв облик существа с туловищем человека и головой льва, Вишну спас землю от демона Хираньякашипу, который не мог быть убит ни человеком, ни животным.

5.            Вамана (санскр. «карлик»). Воплотившись в карлика, Вишну победил асура Бали, получившего власть над тремя мирами (небом, землей и воздушным пространством). Вишну-карлик попросил у Бали подарить ему столько земли, сколько он отмерит тремя шагами, и, получив согласие, двумя огромными шагами покрыл небо и землю, оставив асуру власть над воздушным пространством.

6.            Парашурама (санскр. «Рама с топором») – сын брахмана Джамадагни, истребивший всех мужчин-кшатриев на земле передавший главенство в мире брахманам.

7.            Рама (санскр., имя собственное). Герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна», царь Айодхьи, победивший царя ракшасов Равану, который похитил жену Рамы Ситу.

8.            Кришна (санскр. «черный», имя собственное) – воплощение Вишну, широко почитаемое в кришнаизме. Наиболее популярны сказания о любовных похождениях Кришны с пастушками, переосмысляемые как аллегория взаимоотношения человека с богом.

9.            Будда (санскр. «пробужденный»). Вишну принял образ Будды, чтобы соблазнить асуров и лишить их силы, разубедив в святости вед.

10.          Калкин (санскр., имя собственное) – всадник на белом коне – грядущая аватара Вишну, которая явится в конце Кали-юги для истребления злодеев и возрождения Дхармы. В образе Калкина усматривают сходство с грядущим Буддой Майтреей, а также иудейскими представлениями о грядущем мессии.

Наиболее древние А.– зооморфные – вероятно, восходят к верованиям автохтонного населения Индии. Введение концепции А. позволило инкорпорировать в единую систему элементы разноплановых верований и представить различные религиозные течения вариациями единой религии.

Лит.: Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980; Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975.

Е. А. Десницкая

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Десницкая Е. А.