КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Категории

анафема

АНАФЕМА (заклятие, отлучение, произошло от семитского корня «херем» — отделять, оставлять исключительно для религиозного употребления). Русскими переводчиками Ветхого Завета «херем» было переведено как «заклятие». Заклятие в ВЗ — одно из правил священной войны. Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на свою добычу, отказываясь таким образом извлекать из нее выгоду; вся добыча посвящается Богу (Числ. 21: 2; Нав. 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи, как живых существ, так и предметов. Неисполнение, которое может оказаться причиной поражения в войне (Нав. 7), влечет за собой наказание (1 Цар. 15). Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (Суд. 3: 1-6; 3 Цар. 9: 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия. Таким образом подтверждалась святость избранного народа (Втор. 7: 1-6). Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (Втор. 13: 13-18; Иер. 25: 9); с другой — посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (Лев. 27: 28; Числ. 18: 14). В Новом Завете ни о священной войне, ни о заклятии врагов речи нет. Слово это сохраняется со значением проклятия. В клятвенных формулах иудеев (Мк. 14: 71; Деян. 23: 12) оно имеет значение призыва проклятия на самого себя, в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными (Гал. 1: 8; 1 Кор. 16: 22). «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1 Кор. 16: 22),— говорит Павел. Когда он же говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение и обетования» (1 Рим. 9: 3-4),— он уточняет, что анафема для христианина — это отлучение от Христа.

 


Теги:  христианство, Ветхий Завет
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.