КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Мифы

Голем

ГОЛЕМ (евр

ГОЛЕМ (евр. golem, “комок”, “неготовое”, “неоформленное”), в еврей­ских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, оживляемый магическими средствами глиняный великан. Представление о Г. имеет предпо­сылки, специфические для мифологии иудаизма. Во-первых, это традицион­ный рассказ о сотворении Адама с подробностями — библейскими (Господь лепит человеческую фигурку из красной глины, животворя ее затем в отдельном акте вдуваемым “дыханием жизни”. Быт. 2, 7) и апокрифическими (испо­линский рост Адама в его первоначальном облике; пребывание некоторое вре­мя без “дыхания жизней” и без речи — состояние, в котором Адам получает откровение о судьбах всех поколений своих потомков). Во-вторых, это очень высокая оценка магико-теургических сил, заключенных в именах Бога, а также вера в особую сакраментальность написанного слова сравнительно с произне­сенным. Эти предпосылки накладываются на общечеловеческую мечту о “ро­ботах” — живых и послушных вещах (срв. образ изваянных из золота “при­служниц” Гефеста, Нот. II. XV1I1 417—420) и в то же время страх перед воз­можностью для создания выйти из-под контроля своего создателя (срв. сюжет об ученике чародея, зафиксированный в “Любителе лжи” Лукиана и использо­ванный Гёте). Согласно рецептам, наиболее популярным в эпоху “практичес­кой каббалы” (начало Нового времени), чтобы сделать Г., надо вылепить из красной глины человеческую фигуру, имитируя, таким образом, действия Бо­га; фигура это должна иметь рост 10-летнего ребенка. Оживляется она либо Именем Бога, либо словом “жизнь”, написанным на ее лбу; однако Г. неспосо­бен к речи и не обладает человеческой душой, уподобляясь Адаму до получе­ния им “дыхания жизней” (мотив предела, до которого человек может быть со­перником Бога). С другой стороны, он необычайно быстро растет и скоро до­стигает исполинского роста и нечеловеческой мощи. Он послушно исполняет работу, ему порученную (его можно, например, заставить обслуживать еврей­скую семью в субботу, когда заповедь иудаизма запрещает делать даже домаш­нюю работу), но, вырываясь из-под контроля человека, являет слепое своево­лие (может растоптать своего создателя и т. п.). В качестве создателей Г. еврей­ские предания называют некоторых исторических личностей; наиболее знаме­нит создатель “пражского Г.” раввин Лёв (16 — нач. 17 вв.).


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.